Договор купли-продажи, претензионный порядок

Претензионный порядок по договору купли-продажи может быть оговорен договором или законом. При этом претензионный порядок по договору купли-продажи должен предшествовать судебному разбирательству.

Купля-продажа — одна из самых распространенных разновидностей гражданско-правовых договоров. В соответствии с условиями сделки продавец обязан передать покупателю оговоренный товар, а покупатель — принять его и оплатить.

После получения желаемой покупки, покупатель может обнаружить, что продавец нарушил принятые на себя обязательства и исполнил их ненадлежащим образом, в связи с чем у него возникли претензии, например, по следующим основаниям:

  • по срокам и по передаче товара;
  • отказу передать купленную вещь;
  • по неисполнению обязанности передачи сопроводительных документов;
  • по количеству, качеству и ассортименту;
  • по комплектности, таре и упаковке.

Как поступить в такой ситуации и правильно защитить свои права? Каким образом направить продавцу претензию? Обязательно ли соблюдение претензионного порядка по договору купли-продажи? Ответы на поставленные вопросы нужно искать в нормах законодательства.

Что такое претензия?

Претензией называется письменное уведомление одной из сторон договора другой о том, что ею не исполняются условия договора целиком или в части с требованием устранить допущенные нарушения.

Претензия направляется с целью урегулирования возникших разногласий и, по сути, это попытка мирного разрешения спора без передачи его на рассмотрение суда. Зачастую на данном этапе удается достичь согласия и исправить все недочеты и таким образом сэкономить время и деньги, которые могут быть потрачены на судебное разбирательство.

Договоры купли-продажи регулируются нормами гражданского кодекса, которым предусмотрен порядок заключения, расторжения и исполнения его сторонами. Законодательство не содержит требований по обязательному досудебному урегулированию путем направления претензии.

Исключением являются случаи, прямо предусмотренные законом. К ним относятся требования:

  • по изменению условий договора;
  • по расторжению договора.

Если же стороны предусмотрели претензионный порядок по договору купли-продажи и прописали его в тексте, то в случае необходимости обратиться в суд за защитой своего права, можно натолкнуться на то, что суд вернет исковое заявление без рассмотрения, если он не соблюден.

Когда возникает право на претензию?

Право появляется в зависимости от того, какую цель преследует покупатель или продавец. Если имеется желание побудить контрагента совершить определенное действие, например, оплатить или устранить недостатки переданного товара, то подать ее можно незамедлительно, как только возникла проблема.

Если же стороны понимают, что путем переговоров не удастся достичь взаимопонимания, и возможен только судебный порядок разрешения спора, то направлять нужно претензию до подачи искового заявления в суд. Необходимо учесть тот факт, что второй стороне договора нужно время, чтобы была возможность исполнить требование или предоставить объяснение причин нарушения условий договора, либо для просьбы о соразмерной отсрочке.

Если по истечении установленного в претензии срока потенциальный ответчик не устранил нарушение, то у инициатора судебного спора возникает право на подачу иска.

Как составить претензию и отправить ее контрагенту?

Если договор купли-продажи содержит претензионный порядок, то претензия должна содержать ссылку на факт невыполнения условий договора второй стороной договора и быть подтверждена определенными доказательствами.

В зависимости того, каким образом произошло отступление от условий договора нужно требовать следующее:

  • если товар не передан – покупатель может направить претензию о расторжении договора купли-продажи или осуществить вручение ему вещи в определенный срок. Так же возможно требовать возмещения убытков, причиненных просрочкой передачи;
  • если не переданы документы на купленную вещь – претензия должна содержать новый срок для передачи или отказ от товара с требованием вернуть деньги;
  • если нарушены условия о количестве товара – покупатель вправе попросить возместить недостачу или отказаться от товара и потребовать возврата денег. В случае если напротив товара вручено с избытком, то претензия может содержать просьбу забрать ненужное для покупателя количество переданного;
  • если передан не тот ассортимент – покупатель может направить претензию продавцу об отказе от ненужных товаров, замене или дополнении перечня врученного, либо отказаться от сделки и попросить вернуть уплаченные денежные средства;
  • если передан товар ненадлежащего качества – претензия должна заключаться в уменьшении стоимости, устранения недостатков за счет продавца, уплаты покупателю потраченной суммы, если он сам произвел устранение. Так же возможно потребовать замены товара, а при невозможности осуществить продавцом вышеуказанного, заявить об отказе от принятия, расторжении договора и возврате денег. Такой же порядок должен быть соблюден в случае некомплектности;
  • если не соответствует тара и упаковка – претензия направляется с просьбой упаковать вещь надлежащим образом или поместить ее в нужную тару. Или по желанию покупателя можно попросить уменьшить цену либо возместить убытки покупателю, связанные с тем, что он сам упаковал товар.

Продавец имеет такое же право, как и покупатель, предъявить претензию в случае несвоевременной оплаты товара и потребовать уплатить проценты за просрочку в размере банковской ставки по вкладам граждан.

Претензия должна быть составлена в письменном виде и направлена почтой или вручена непосредственно контрагенту под роспись.

Претензионный порядок – это возможность цивилизованного разрешения спора посредством просьб и обращений, а в более критических ситуациях — требований, в том числе и с возможностью применения санкций за нарушение условий договора.