Новый обязательный претензионный порядок

Новый претензионный порядок принят в июне 2016 года и обязывает применять досудебное урегулирование всех гражданско-правовых споров. Согласно постановлениям пленум претензионный порядок влияет в некоторых случаях на сроки исковой давности.

Суть претензионного порядка заключается в том, что ответчик заранее получает требования, прежде чем истец обращается за помощью в суд.

В некоторых ситуациях данный процесс является выгодным для обеих сторон. В частности, речь идет о том, что ответчик может вполне выполнить все ранее предоставленные ему требования со стороны истца в мирном порядке.

В первую очередь это позволяет истцу избежать дополнительных финансовых затрат, поскольку не нужно оплачивать работу различных инстанций.

Стоит отметить, что претензионный порядок нужен для того, чтобы накопить необходимую доказательную базу, если потребуется судебная помощь.

Классификация претензионного порядка

На сегодняшний день претензионный порядок может быть следующих видов:

  • Обязательный. Предусматривается Федеральным законом;
  • Нормативный. Несмотря на то, что он не предусматривается Федеральным законом, в нем есть определенные рекомендации и нормативные акты;
  • Договорной. Этот порядок может быть предусмотрен сторонами конфликта и закреплен подписанием соглашения;
  • Уведомительный. Это порядок используется только в том случае, если он отсутствует в соглашении либо в законодательной базе.

Стоит отметить, что арбитраж рассматривает обязательный претензионный порядок на протяжении не более 30 дней.

Различные категории конфликтов

Новый претензионный порядок может быть установлен для урегулирования конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в следующих сферах деятельности:

  • железнодорожный транспорт. Федеральным законом №18 предусматривается возможность соблюдения претензионного порядка в обязательном порядке, прежде чем будет подан иск на представителей железнодорожных перевозок;
  • речной транспорт. Претензионный порядок для этой сферы деятельности четко регламентируется статьей 161 Кодекса о водных перевозках;
  • морской вид транспорта. Данная процедура осуществляется согласно статье 403 Кодекса о торговом мореплавании;
  • сфера автомобильного транспорта. Порядок проведения процедуры предусматривается согласно пункту №158 Устава, который относится к автомобильным транспортным средствам;
  • авиатранспорт. Претензионная процедура в этой области четко регламентируется статьей 124 Кодекса о воздушных перевозках.

Стоит отметить, что претензионный порядок, с помощью которого возможно урегулирование конфликтных ситуаций, должен осуществляться обязательно, если есть нарушения в процессе почтовых пересылок либо предоставления услуг связи.

Предварительный порядок действий осуществляется на основании расторжения соглашения либо по предъявлению требований.

Чтобы понять всю суть, предоставляется простой пример этому:

Согласно статье 745 Гражданского Кодекса Российской Федерации подрядная организация имеет полное право заменить некачественное оборудование либо материала заказчиком. В том случае, если последний отказался в выполнении требований подрядной организации, они вправе требовать возмещение убытков.

Второй пример простой ситуации:

Гражданский Кодекс РФ четко предусматривает возможность предъявлять претензии потребителя к продавцу, если тот, нарушая договор, не собирается выполнять свои обязанности.

В данном случае претензионный порядок должен быть четко закреплен в договоре о взаимном сотрудничестве.

Ключевые моменты

В процессе определения претензионного порядка, АПК до недавнего момента мог допустить оставление требований истца без предварительного рассмотрения, если существует возможность разойтись миром.

Новшествами в претензионном порядке это не предусматривается. На протяжении претензионного порядка необходимо собирать доказательную базу истцом.

На сегодня Пленум Высшего арбитражного суда четко определяется претензионный порядок.

Основные ключевые условия

В тех случаях, когда досудебный порядок решения вопроса мирным путем обязателен, должны выполняться определенные требования. Это необходимо для того, чтобы все происходило в соответствии с действующим законодательством.

К данным условия относятся:

  • обращение, которое должно быть отправлено в установленный законом срок;
  • претензия была сформирована непосредственно самим заявителем (либо его доверенным лицом);
  • в качестве адресата выступает та сторона, которая должна в обязательном порядке рассмотреть жалобу;
  • в жалобе присутствуют неопровержимые доказательства вины ответчика, благодаря которым должны быть выполнены все требования;
  • к обращению должны прилагаться все документы, которые подтверждают его обоснованность.

Важным моментом является тот факт, что арбитраж и претензионный порядок длятся на протяжении 30 дней.