Суброгация. Кто действительно будет платить за ущерб в ДТП

Есть ли по суброгации обязательный претензионный порядок? Да, есть и он является непременным для соблюдения. У нас можно скачать шаблон претензии, т.к. в порядке суброгации обязательно нужна претензия.

Введение ОСАГО многими водителями было воспринято как благо. Теперь за нанесенные чужому авто повреждения платит страховая компания. Своя, если ремонт пострадавшему обойдется в сумму страховки или чужая, если сумма больше, но у второй стороны есть КАСКО. Однако не все так просто. Рано или поздно виновнику аварии придет письмо от страховой компании с требованием возместить выплаченную сверх ОСАГО сумму.

Что это суброгация?

Этот термин означает замену. В данном случае замену должника. Страховая компания имеет право потребовать возместить то, что она выплатила за ремонт в рамках КАСКО с виновника возникновения повреждений. Причем спрашивать его согласия на переход права требования закон не обязывает. Это внедоговорные отношения, регулируемые законом.

Суброгация имеет много общего с регрессом. Но есть и ряд существенных отличий:

  • суброгация используется только в страховании;
  • применима к любым физлицам;
  • это передача права требования, а не новое обязательство;
  • обязательна претензия в порядке суброгации.

Правила суброгации

Чтобы получить возмещение своих средств, страховой компании придется придерживаться определенных правил. В частности, соблюсти сроки, так как при переходе прав, не происходит их пролонгация. Также помнить, что по суброгации есть обязательный претензионный порядок. И, разумеется, сначала должна быть произведена выплата пострадавшей стороне.

Виновнику ДТП тоже будет полезно пополнить свои правовые знания информацией о порядке и сроках суброгации. А еще лучше - заручиться профессиональной поддержкой. Это позволит действовать на равных с юристами страховых компаний, порой очень сильных.

На что обратить внимание в претензии

Сама претензия чаще всего включает описание ДТП и его обстоятельств, внушительный перечень статей нормативных актов и завершающее требование погасить внушительную сумму. Если этим все и ограничивается, то такое требование можно игнорировать, юридической силой оно не обладает. Стоит помнить, что подача иска в порядке суброгации без претензии уже будет невозможна.

Чтобы претензия была обоснованной, к ней страховщик должен приложить копии документов, которые подтверждают следующие факты:

  1. Наличие и размер ущерба. Для этого используется акт проведенной экспертизы, фотографии, квитанция об оплате ремонтных услуг.
  2. Вину адресата. Подойдут постановление суда, справка из полиции о ДТП или административный протокол.
  3. Право требования. Для этого потребуется договор КАСКО (полис), заявление пострадавшего на выплату, ПТС.
  4. Только если все эти сведения приложены, претензию можно считать правомерной. Но иногда страховщики идут на подтасовку фактов, в результате которой сумма, указанная в претензии, будет значительно больше реальной. Поэтому нелишним будет проверить, насколько она соответствует действительности. Что может быть не так:

  5. ремонтные работы, указанные в претензии, не совпадают с повреждениями, зафиксированными в справке о ДТП;
  6. в акте указаны не те запчасти или те, но по два раза;
  7. стоимость работ и деталей явно завышена.

Как реагировать на претензию

Мы выяснили, обязательна ли претензия для взыскания по суброгации и как она должна выглядеть. А как нужно на нее реагировать? Здесь есть два пути.

Во-первых, претензию можно признать. Это целесообразно сделать в том случае, если вина в ДТП очевидна, претензия составлена по всем правилам и сумма в ней указана адекватная ситуации. О своем согласии нужно сообщить в страховую компанию. Затем можно договориться о сроках выплаты, предоставлении рассрочки и т.д. Как правило, страховщики охотно идут навстречу столь сговорчивым должникам и конфликтов не возникает. Составляется график погашения долга.

Во-вторых, со страховой компанией можно спорить. Для начала придется написать и отправить рецензионное письмо. В нем по пунктам разбираются требования из претензии и высказываются собственные возражения. Такой документ необходимо тщательно продумать. Получение юридической консультации в такой ситуации будет большим плюсом. А еще лучше, если письмо составит профессионал в данной сфере.

Если после такого ответа ситуация не улучшится, то необходимо дождаться вызова в суд. И уже там разбивать позицию страховщика своими аргументами и приводить доказательства его неправоты по каждому пункту. Это поможет существенно снизить размер иска. Или проверить сроки и заявить об их истечении. Если это действительно так, то страховая компания вообще не имеет права требовать суброгации.