Сделки с недвижимостью во время карантина: удаленная регистрация

смотреть видео
Особенности сделок с недвижимостью в карантин из-за коронавируса. Как оформить регистрацию недвижимости во время карантина?

Росреестр рекомендует гражданам воздержаться от личных визитов в отделения ведомства и пользоваться государственными услугами Росреестра в режиме онлайн. Услуги по оформлению сделок, в том числе и регистрация недвижимости в карантин, доступны на портале электронных услуг Росреестра www.rosreestr.ru. По всем вопросам к специалистам Росреестра можно обратиться с помощью интернет-сервиса "Обращения граждан" на сайте ведомства, а также направить обращение в письменном виде. Круглосуточно работает ведомственный центр телефонного обслуживания Росреестра - 8-800-100-34-34 (Информация Росреестра “Меры по борьбе с распространением COVID-19”).

В Москве с 13 по 19 апреля 2020 г. в соответствии Указом Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. N 42-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ приостанавливается прием граждан в организациях, осуществляющих операции с недвижимостью, аренду, лизинг, техническую инвентаризацию недвижимого имущества.

Во многих регионах все или часть отделений МФЦ не работает, и по предписанию властей те услуги, получение которых возможно в электронном виде, предоставляются только в электронном виде. 

Сделки с недвижимостью во время карантина

Однако все ли сделки с недвижимостью можно провести онлайн? Нет, так как некоторые сделки невозможно оформить без визита в банк, встречи с нотариусом или поездки в офис застройщика.  

В банк придется пойти один раз, если у вас ипотечный кредит или договор долевого участия без эскроу, а если квартира покупается через эскроу-счет, то необходимо будет приехать в банк дважды. Если сделка сложная, проводится с привлечением ипотеки, материнского капитала, открытием аккредитива, если используется услуга трейд-ин, то нужно будет посетить четыре-пять разных офисов.

К нотариусу идем (или вызываем к себе), если сделка требует нотариального заверения по закону, а также в целом ряде других случаев: для получения нотариально заверенного согласия на сделку, в случае подачи документов на регистрацию не участником сделки, а его представителем (агентом) или застройщиком (при оформлении новостройки). 

Для некоторых сделок обязательно получение квалифицированной электронной подписи. Для этого также требуется посещение офиса или встреча с курьером, так как процедура требует личной идентификации клиента.

Регистрация сделок с недвижимостью в карантин

Онлайн-сделки

Если сделка не относится к нотариальным, у участников сделки (у каждого своя) есть действующие УКЭП и учетная запись на Госуслугах, то регистрация сделок с недвижимостью в карантин осуществляется в режиме онлайн. 

Для этого нужно войти в личный кабинет на www.rosreestr.ru и далее следовать инструкциям сервиса: выбрать необходимую вам услугу из списка доступных услуг в зависимости от ситуации; заполнить форму заявления о государственной регистрации прав и подписать его УКЭП, прикрепить к заявлению необходимые документы в формате XML или PDF, также подписанные УКЭП. В течение дня по электронной почте вам придет уведомление, что документа получены. Далее вы оплачиваете госпошлину за государственную регистрацию (при подаче документов в электронной форме уплачивается пониженная госпошлина - с коэффициентом 0,7). По истечении определенного срока регистрации (как правило, до 7 рабочих дней), вы получите по электронной почте выписку из ЕГРН и договор со специальной регистрационной надписью, подписанной УКЭП государственного регистратора.

Но здесь есть одно существенное препятствие: если даже у вас есть такая электронная подпись, но вы ранее не заявили в Росреестр о ее использовании, в общем-то эта ЭП для Росреестра как бы и не существует.  Дело в том, что сейчас для использования ЭП при сделках с недвижимостью нужно сначала лично заявить о своем согласии на ее использование (ст. 36.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Поправки в закон спешно были приняты после того, как у москвича похитили квартиру с помощью незаконно выданной электронной подписи.  Поэтому, если УКЭП выдана не Удостоверяющим центром ФГБУ "ФКП Росреестра", а любым другим удостоверяющим центром, то до регистрации перехода права собственности на основании сделки купли-продажи, дарения, мены недвижимости нужно сделать еще один шаг: подать в Росреестр заявление о возможности электронной регистрации сделки (называется  “Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП”).

Такое заявление подает собственник отчуждаемого объекта недвижимости лично в МФЦ или по почте, но предварительно заверив свою подпись на заявлении у нотариуса. В течение 5 дней заявление будет обработано, и разрешение собственника проводить сделку с его объектом через электронный портал внесено в ЕГРН. Так что в этом случае без посещения МФЦ (или нотариуса) не обойтись. После внесения такой записи можно войти в личный кабинет на www.rosreestr.ru и далее следовать инструкциям сервиса, как описано выше.  Если же сертификат УКЭП выдан Удостоверяющим центром ФГБУ "ФКП Росреестра", подавать такое заявление не нужно (п. 4 ч. 6 ст. 36.2 Закона N 218-ФЗ).

Если же УКЭП нет, то чтобы ее получить, требуется посещение офиса или встреча с курьером, так как процедура требует личной идентификации клиента. Поэтому без контакта не обойтись.

Нотариус

Если сделка с недвижимостью в период коронавируса должна быть удостоверена нотариусом (по закону это требуется для сделок с долями в праве на недвижимость, сделок с недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетнему и т.д.), то придется или записаться на прием и посетить его офис, или воспользоваться услугой нотариуса с выездом на дом. 

На сайте нотариальной палаты нужно найти свой регион и дежурного нотариуса. Дежурные нотариальные конторы созданы в условиях перевода нотариальных контор “на самоизоляцию” и предназначены для граждан, которым услуги нотариуса требуются в срочном порядке. Однако в некоторых регионах нотариусы уже работают, в основном, по предварительной записи. Если вы должны обратиться к нотариусу в силу закона, либо обращаетесь по своему желанию, то на сделку зарегистрирует электронно сам нотариус по вашему поручению, и УКЭП вам не нужна.

Посредники 

Можно воспользоваться посредническими сервисами, например один из таких представляет Сбербанк. Сервис платный, и предлагает своим клиентами услугу электронной регистрации, которая включает в себя оформление усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) для участников сделки и отправку документов на регистрацию по сети Интернет. Один раз участники сделки должны явиться в офис банка - поэтому такой вариант годится тогда, когда режим самоизоляции позволяет посещение банка. И, скорее всего, это актуально, когда у вас ипотечная сделка.  Сoглaшeния c Pocpeecтpoм подписали и дpyгие кoмпaнии, пoэтoмy тaкyю ycлyгy мoжнo пoлyчить нe тoлькo в Cбepбaнке.

Существует сейчас почти полностью автономные сервисы, например, компания ПИК, которая проводит сделки с новостройками дистанционно с использованием облачной подписи и авторизацией через личный мобильный телефон клиента. Правда и тут не обойтись без нотариуса, если некоторые документы требуется заверить нотариально. Но главное опасение такой механизм вызывает именно из-за того, что процесс выдачи квалифицированной электронной подписи требует установления личности владельца такой подписи (ст. 18 Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи"), а такая личность может быть установлена только при личном обращении и предъявлении документов. 

Документы для сделок с недвижимостью

Что касается документов, сопровождающих сделку, некоторые из них можно заказать на Госуслугах, например, выписку из домовой книги, за другими придется обращаться к нотариусу. Как правило, сложности с документами возникают по ипотечным сделкам, где объект должен быть одобрен банком на основании пакета представленных соискателем ипотеки документов. В связи с тем, что многие компании сейчас работают удаленно, возникают сложности со сбором документов - трудовую книжку и справку о доходе, подписанные электронной цифровой подписью, могут предоставить не все компании. В качестве альтернативы многие банки готовы принимать выписку из ПФР и выписку с зарплатной карты из системы банка.

Для подготовки договоров купли-продажи, дарения, мены, аренды недвижимости или других соглашений рекомендуем воспользоваться документами нашего сервиса:  

Важно! Ситуация с мерами поддержки бизнеса в связи с пандемией постоянно изменяется. Статьи будут обновляться при получении новостей об изменениях законодательства.