Досудебная претензия: в каких случаях и как оформляется

Как пишется досудебная претензия - с таким вопросом сталкиваются тогда, когда не соблюдаются другой стороной договорные обязательства. О том,как писать досудебную претензию и разрешить конфликт без суда, вы можете узнать здесь.

В процессе осуществления договорных отношений нередки ситуации, когда одна из сторон по каким-либо причинам идет на нарушение договорных обязательств. Зачастую это приводит к судебному разбирательству. Судебный процесс сам по себе очень долгий и трудоемкий, к тому же вряд ли получится сохранить хорошие отношения, например, с подрядчиком, на которого подали в суд. Если есть желание избежать суда и не поссориться со второй стороной, но отстоять свои интересы все-таки нужно попытаться мирно урегулировать конфликт. При этом возникает вопрос, как пишется досудебная претензия.

Основная информация

Составлять досудебную претензию можно при необходимости урегулирования практически любых публичных или договорных отношений. Иногда такой документ составляется даже для решения внутрисемейных конфликтов, которые иначе могли бы привести к разводу.

Можно заметить, что для мирного решения споров между сторонами договора, например, заказчиком и подрядчиком, зачастую используется просто деловая переписка. Как писать досудебную претензию и как отличить ее от обычного письма с напоминанием о невыполнении или некорректном исполнении обязательств контрагентом?

Досудебная претензия представляет собой, по сути, последнюю попытку решить спор без обращения в суд. И если вежливых (или не очень) деловых писем можно писать много, то такая претензия обычно составляется только одна. Если контрагент ее проигнорирует – последует исковое заявление в суд.

В досудебной претензии, чтобы она считалась таковой, должна содержаться следующая информация:

  1. документ должен обязательно носить название «претензия»;
  2. в обязательном порядке должны быть наименование контрагента, юридический и / или физический адрес;
  3. ссылка на договор, факт причинения ущерба или любые другие обстоятельства, которые стали основанием для того, чтобы у сторон возникли правовые отношения;
  4. указание на неисполненное обязательство или нарушенное право;
  5. обозначение материального ущерба (при необходимости) и способов его покрытия виновной стороной;
  6. указание банковских реквизитов отправителя (если в претензии он требует выплаты каких-либо денежных средств);
  7. при необходимости передачи каких-либо материальных ценностей, должны быть указаны место, сроки и получатель;
  8. обозначение срока исполнения и ответа (чаще всего составляет десять дней);
  9. предупреждение о передаче рассмотрения спорного вопроса в органы суда в случае, если получатель претензию проигнорирует.

Не существует регламентированной законом формы того, как оформить досудебную претензию. Единственное предъявляемое требование – следует составлять ее в письменном виде.

Обязательно или нет?

В соответствии с законодательством не существует ситуаций, в которых подготовка такого документа до обращения в суд является обязательным действием. Чаще такой пункт прописывается в тексте договора.

Если в тексте договора предусмотрен пункт об обязательности подготовки такого документа при возникновении спорных ситуаций, то оформить досудебную претензию все-таки придется. В противном случае суд может отказать в рассмотрении вопроса, пока не будут надлежащим образом исполнены досудебные действия.

В суд можно обращаться по истечении срока, предоставленного второй стороне для ответа и исполнения, если ответных действий контрагентом предпринято не было.

Об ответе

Важно не только уметь оформить досудебную претензию, но и составить ответ на нее. Если вторая сторона соглашается на удовлетворение требований заявителя и / или выплачивает требуемую сумму денег, спор считается урегулированным, и в этом случае подготавливать письменный ответ на претензию не обязательно. Если же с требованиями заявителя получатель согласен лишь частично и хочет предложить какое-либо компромиссное решение, то написать ответ нужно обязательно.

Форма его также строго не регламентирована, однако во избежание недоразумений, ответ должен содержать следующую информацию:

  • заявление о признании требований (полное или частичное, либо отказ от признания);
  • перечень требований, которые получатель готов удовлетворить, с указанием сроков;
  • ссылка на нормативные акты и / или пункты договора, которые являются основанием для признания или отклонения требований;
  • конкретные сроки выплаты денежных средств (если в претензии содержится такое требование), можно попросить отсрочить платежи или предоставить рассрочку, также обозначив дату оплаты;
  • нужно обязательно приложить копии документов, на которые ссылается текст ответа, в качестве обоснования правомерности своей позиции.

Таким образом, оформление досудебной претензии является важным этапом ведения деловых отношений. Нередко такой документ позволяет избежать развития конфликта и доведения его до суда.