Претензионный порядок: механизм предъявления, его особенности

Порядок ведения претензионной работы по 44 фз регламентирован. Для соблюдения порядка претензионной работы по 44 фз необходима подача претензий в течении 10 дней с момента публикации специального протокола, образец претензии можно скачать на сайте.

Жизнь современного человека состоит из различных видов жизнедеятельности – работы, отдыха, удовлетворения бытовых потребностей, взаимодействия с другими людьми. В наше время никак не обойтись без приобретения товаров и продукции (покупки продуктов питания, бытовой техники, электрических приборов, других не менее важных предметов), которые обеспечивают качество жизни, а также предоставления услуг (туристических, парикмахерских, оздоровительных). Все это необходимо человеку, он приобретает что-то ежедневно, оценивает качество, использует для рабочего процесса.

Бывают ситуации, когда выясняется, что приобретенное имущество ненадлежащего качества, не отвечает заявленным характеристикам. В этом случае возникает вопрос: как поступить с купленным товаром? Ведь денежные средства на его покупку потрачены, иногда немалые, а выгоды он не приносит. В этом случае следует предъявить претензию той фирме, где подлежит продаже такой низкокачественный товар. Та же ситуация касается предоставления услуг. Если человек приобрел туристическую путевку, а по приезду на место оказалось, что условия проживания не соответствуют заявленным, то это будет поводом предъявить претензию организации.

Правила написания и механизм предъявления претензии регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  • статьёй 15 закона «О защите прав потребителей»;
  • ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44;
  • ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических услуг» № 223.

Каким образом предъявляется претензия?

Порядок предъявления претензии отрегулирован законодательством не просто так. При обнаружении низкого качества товара, каждый второй обратится в магазин с просьбой вернуть продукцию и забрать потраченные денежные средства, либо сдать её на гарантийный ремонт. Но не каждый продавец согласится на предлагаемые условия, аргументируя свою позицию возможностью покупателя за время пребывания товара в домашних условиях вывести из строя объект покупки. Для того чтобы избежать такого исхода событий, необходимо при приобретении тщательно проверять качество продукции. Если такая ситуация произошла, то следует предъявить фирме претензию. Она нужна для случая разбирательства сложившегося конфликта в судебном порядке. Суд обязан запросить с истца документы, подтверждающие его намерение урегулировать конфликт на месте и факт отказа организации возвращать деньги или осуществлять ремонт товара.

Порядок подачи претензии будет следующим:

  • необходимо собрать все документы, которые относятся к приобретению этой продукции, провести их анализ (чеки, где обозначена цена и срок покупки, талон на гарантийное обслуживание, инструкции, сведения о комплектации, договоры об оказании услуг);
  • оформление претензии в письменной произвольной форме (в ней необходимо прописать адресата, по какому поводу она подается, все обстоятельства продажи некачественной продукции, свою контактную информацию);
  • подписать претензию в 2 экземплярах в организации, где куплен товар.

Существуют сроки подачи претензий и ответов на них, порядок предъявления претензий согласно законодательству определяет их достаточно жестко. Покупатель должен подать претензию в течение семи дней с момента приобретения товара, а продавцу отводится десять дней с момента предъявления претензии на её рассмотрение и ответ покупателю.

Иногда организация не принимает документ и отказывается его подписать. Тогда необходимо отправить его по почте с уведомлением, либо передать её одному из специалистов этой организации в присутствии двух или более свидетелей. Правила предъявления претензий одинаковы для всех ситуаций, независимо от сферы предоставления услуг или покупки каких-либо вещей.

Правила предоставления претензий и порядок их предъявления могут быть прописаны в договоре, если он присутствует (например, при предоставлении услуг), в этом случае необходимо производить манипуляции соответственно пунктам договора. Для обеспечения дополнительных доказательств того, что покупатель был недоволен качеством товара, можно оставить соответствующую запись в книге жалоб и предложений, изложить в ней свою позицию, аргументировать и привести доводы, на основании которых человек считает себя правым. Таким образом, директор магазина будет заранее уведомлен о возможности подачи претензии от конкретного лица, сможет продумать пути выхода из сложившейся ситуации.

Порядок ведения претензионной работы по 44 ФЗ

Претензионный порядок между юридическими лицами отличается своими особенностями. Организации, ведя свою деятельность, производят оптовые закупки каких-либо товаров у поставщиков. Среди таких партий попадаются бракованные или некачественно произведенные товары. В этом случае также необходимо оформление претензии, иначе это негативно может сказаться на прибыли предприятия. Данная деятельность регламентируется 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Порядок претензионной работы по 44 ФЗ будет следующим:

  • после организации закупок, её план, протокол рассмотрения формируются в единой информационной системе. Любой представитель покупателя может подать претензию в течение десяти дней с момента опубликования данного протокола, если этот срок уже истек, то обжалование рассматривается в судебном порядке;
  • жалоба подается в письменной форме, в двух экземплярах (она содержит в себе реквизиты обеих сторон, указание на закупку низкого качества, её обоснование);
  • к претензии должен быть сформировано сопроводительное письмо и пакет документов, которые подтверждают приобретение продукции и обоснованные доказательства содержания брака;
  • подписание жалобы происходит лицом, её подающим и директором организации её принимающей, либо представителем с доверенностью на право подписания претензий;
  • жалоба может быть возвращена заявителю в течение двух дней с момента принятия, если она оформлена неправильно;
  • в течение двух дней она должна быть размещена в единой информационной системе.

Обязательный претензионный порядок 44 ФЗ определен на основании единых правил для всех организаций, при его неправильном выполнении может возникнуть дисциплинарная, административная, гражданско-правовая или даже уголовная ответственность.

Если физическое лицо не имеет опыта в оформлении таких документов, то оно может обратиться за квалифицированной помощью к юристу, который посодействует в решении вопроса. У юридических лиц на этот случай в штате имеются сотрудники с юридическим образованием, специализирующиеся на урегулировании таких проблем.