Должностная инструкция для специалистов отдела продаж

смотреть видео
Должностная инструкция маркетолога и других специалистов отдела продаж не имеет унифицированной формы. В разделе можно составить и скачать должностную инструкцию маркетолога и других специалистов в отделе продаж (торговых представителей, менеджеров).
Дата актуализации: 2018-01-10
Полезная информация
Описания
>>>>
Должностная инструкция для специалистов отдела продаж

Сведения о специалистах отдела продаж

Отдел продаж – это самостоятельное структурное подразделение организации, предназначенное для работы с клиентами и покупателями товаров или оказываемых услуг организации.

Возглавляет эту структурную единицу, как правило, начальник отдела продаж.

Основными задачами отдела продаж являются: поиск клиентов, проведение переговоров с клиентами, заключение договоров и контрактов, организация доставки или отгрузки товара покупателю, контроль над внесением покупателями платы по заключенным договорам, создание и ведение клиентской базы и т.д.

Численный состав и штат работников отдела продаж может быть различным.

В отдел продаж могут входить следующие сотрудники:

  • менеджер отдела продаж;
  • торговый представитель;
  • менеджер снабжения;
  • менеджер по закупкам;
  • специалист по маркетингу (маркетолог);
  • менеджер по логистике;
  • супервайзер.

К лицам, претендующим на выше перечисленные должности, работодатели в основном предъявляют следующие требования: наличие высшего образования и стаж работы по специальности.

Специалисты отдела продаж должны знать:

  • ассортимент и характеристики продаваемых товаров и оказываемых услуг;
  • этику делового общения и правила установления деловых контактов;
  • основы рыночной экономики,
  • предпринимательства и основы ведения бизнеса;
  • конъюнктуру рынка и т.д.

Составление должностной инструкции маркетолога и других специалистов отдела продаж

Работа специалистов отдела продаж регламентируется соответствующими должностными инструкциями. Рассмотрим более подробно должностную инструкцию специалиста по маркетингу. В этом документе устанавливаться перечень всех прав и обязанностей маркетолога.

Должностная инструкция маркетолога может составляться кадровыми специалистами в произвольной форме или в соответствии с Квалификационным справочником должностей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. № 37.

В должностной инструкции для маркетолога должны прописываться следующие сведения:

  • трудовые функций, которые могут быть поручены работнику (например: разработка мер по производству продукции или оказанию услуг, которые имеют наибольший спрос на рынке, изучение рынка аналогичных товаров и услуг и т.д.);
  • уровень профессиональной подготовки маркетолога, необходимый для выполнения возложенных на него обязанностей;
  • перечень знаний, методов и средств, которые должен уметь применять работник при выполнении своих должностных обязанностей (например: законодательные акты, нормативные и методические материалы по маркетингу, методы проведения маркетинговых исследований и т.д.).

Должностная инструкция может быть оформлена как самостоятельный документ или как приложение к трудовому договору.

Специалист по маркетингу должен быть ознакомлен с должностной инструкцией, о чем ставится его виза об ознакомлении на самом документе, либо на специальном бланке.

Должностная инструкция для специалистов отдела продаж

Приложение № 

к трудовому договору № от г.

заключенному между  и

УТВЕРЖДАЮ:

 

 

__________  

г.

Должностная инструкция

1.

Общие положения

1.1.

Наименование структурного подразделения: .

1.2.

Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и полномочия  (далее по тексту - "Работник").

1.3.

"Работник" относится к категории: .

1.4.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности "Работника" определяется в соответствии с .

1.5.

"Работник" в своей работе руководствуется следующими документами:

- действующим законодательством РФ;

- положением о структурном подразделении;

- постановлениями и распоряжениями вышестоящей организации;

- приказами руководителя организации;

- распоряжениями руководителя структурного подразделения;

- настоящей должностной инструкцией;

-  ;

 

- трудовым договором.

1.6.

"Работник" в своей работе непосредственно подчиняется:

 

-   

 

1.7.

"Работнику" непосредственно подчинены:

 

-  

2.

Функции

2.1.

Основные задачи и направления деятельности "Работника":

- анализ рынка и тенденций продаж;

- консультирование клиентов о цене товаров и услуг, а также о сроках и способах поставок, устранение недостатков продукции;

- контроль платежей и поставок;

- создание и ведение клиентской базы;

- ведение преддоговорной работы и заключение договоров на поставку продукции.

3.

Должностные обязанности

3.1.

"Работник" в рамках возложенных на него функций выполняет следующие обязанности: 

- осуществлять контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивать степень возможного риска;

- изучать рынок товаров (анализ спроса и потребления, их мотивацию и колебания, формы деятельности конкурентов) и тенденции его развития, анализ рыночных возможностей;

- организовывать сбор информации о спросе на товары, причинах его изменения (повышения, понижения), анализ потребностей покупателей;

- разрабатывать и обеспечивать реализацию мероприятий по организации и созданию сети сбыта товаров (разработка и построение каналов движения товаров к потребителям; построение отношений с оптовыми и розничными торговыми предприятиями, иными посредниками; развитие дилерских отношений);

- выявлять потенциальных и перспективных покупателей товаров (оптовых и розничных торговых предприятий, иных посредников, пр.) и устанавливать деловые контакты;

- проводить переговоры по продажам с покупателями по следующим направлениям: представление общих сведений о товарах и их свойствах; введение значимых для продажи критериев оценки товаров; устранение сомнений в невыгодных свойствах товаров; информирование о спросе на товары и отзывах потребителей о товарах; выявление потенциальных потребностей покупателей; пр.;

- принимать участие в ценообразовании, прорабатывать психологические аспекты переговоров о цене, определять способы обоснования цены, определять формы расчетов по договорам (расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты инкассо, расчеты по открытому счету, банковскими переводами, по товарному кредиту, платежными поручениями, пр.), разрабатывать и применять схемы скидок в зависимости от различных факторов;

- организовывать преддоговорную работу (выбор вида договоров: дистрибьюторский, купли-продажи, пр.; определение способов и форм исполнения обязательств, разработка преддоговорной документации, согласование разногласий, анализ документации покупателей, пр.) и заключать договоры (купли-продажи, поставки, пр.);

- руководить организацией работ по доставке или отгрузке товаров покупателям по заключенным договорам;

- контролировать оплату покупателями товаров по заключенным договорам;

- собирать информацию от покупателей о требованиях к качественным характеристикам товаров (сроке службы, правилах пользования, упаковке, др.), а также о требованиях к послепродажному обслуживанию;

- анализировать причины направления покупателями претензий, рекламаций по заключенным договорам;

- создавать и обеспечивать постоянное обновление информационных баз о покупателях (организационно- правовые формы, адреса, реквизиты, номера телефонов, фамилии руководителей и ведущих специалистов, финансовое состояние, объемы закупок, объемы продаж, своевременность и полнота исполнения обязательств, др.);

- поддерживать контакт с постоянными клиентами, перезаключать договоры с ними;

- анализировать объемы продаж и готовить отчеты по результатам анализа для представления вышестоящему должностному лицу;

- организовать и руководить проведением мероприятий по формированию потребительского спроса на товары, стимулированию продаж, координирует проведение отдельных видов рекламных кампаний, обеспечивает участие предприятия в презентациях товаров, в проводимых ярмарках, выставках;

- принимать участие в решении вопросов формирования и изменения направлений развития товарного ассортимента;

- осуществлять подбор и обучение персонала по продажам (торговых представителей, консультантов по продажам, мерчандайзеров, торговых агентов, иных работников), определять задачи подчиненным работникам и контролировать их выполнение.

3.2.

"Работник" должен выполнять основные обязанности, предусмотренные документами, регламентирующими правила внутреннего трудового распорядка и действующими в организации.

4.

Права и полномочия

4.1.

"Работник" для выполнения возложенных на него обязанностей наделяется следующими полномочиями: 

- определять формы продаж товаров и установления деловых связей с покупателями;

- подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции;

- знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей;

- запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

- вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями;

- требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

5.

Ответственность

5.1.

"Работнику" необходимо отвечать за свои действия (бездействия) в рамках зафиксированных в п.п. 34 настоящей инструкции обязанностей, прав и полномочий.

5.2.

"Работник" несет дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, предусмотренном законодательством.

6.

Требования к квалификации

6.1.

Требования к квалификации "Работника" установлены на основании требований документа "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. постановлением Минтруда от 21 августа 1998 г. № 37).

6.2.

Квалификация "Работника" должна соответствовать следующим требованиям:

Образование: высшее профессиональное (экономическое) образование.

Навыки:

- Административные навыки: "Работник" должен уметь: .

- Специальные навыки: "Работник" должен уметь: .

Опыт работы:  не менее .   

Профессиональные знания: "Работник" должен знать:

- законы и нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление предпринимательской и коммерческой деятельности;

- рыночную экономику, предпринимательство и основы ведения бизнеса;

- конъюнктуру рынка;

- ассортимент, классификацию, характеристику и назначение товаров;

- методы ценообразования, стратегию и тактику ценообразования;

- основы маркетинга (концепцию маркетинга, основы управления маркетингом, способы и направления исследований рынка, способы продвижения товаров на рынок);

- закономерности развития рынка и спроса на товары;

- теорию менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования;

- формы и методы ведения рекламных кампаний;

- порядок разработки бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов;

- психологию и принципы продаж;

- технику мотивации клиентов к покупкам;

- этику делового общения;

- правила установления деловых контактов;

- основы социологии, психологии и мотивации труда;

- иностранный язык;

- структуру управления предприятием;

- методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютера.

Согласовано:

 

 

С должностной инструкцией ознакомлен(а)  
(подпись) (расшифровка подписи)
  г.