Оформление инвалидности

смотреть видео
Оформление инвалидности осуществляется в том случае, если человек потерял трудоспособность и не может самостоятельно выполнять те или иные функции жизнедеятельности. На этой странице собрана информация о том, как оформить инвалидность: с чего начать, какие документы для этого понадобятся.
Дата актуализации: 2022-11-01
Полезная информация
Описания
> > >
Процедура оформление инвалидности

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Статус «инвалид» позволяет получать определенный ряд привилегий и льгот. Например, получать денежные пособия и пенсии, получать бесплатные лекарства, медицинские приспособления, путёвки в санатории и т.д.

Группы инвалидности

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, устанавливаются следующие группы инвалидности:

I группа - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%;

II группа - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%;

III группа - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%.

Гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид". Данная категория устанавливается при наличии у ребенка II или III степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40%), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Срок действия групп инвалидности

  • инвалидность I группы устанавливается на 2 года;
  • инвалидность II и III групп устанавливается на 1 год;
  • категория "ребенок-инвалид" может устанавливаться сроком на 1 год, 2 года, 5 лет, до достижения гражданином возраста 14 лет либо 18 лет.

Порядок оформления инвалидности

Для получения статуса инвалида нужно пройти медико-социальную экспертизу (далее - МСЭ).

Граждан направляют на МСЭ медицинские организации независимо от их организационно-правовых форм.

Решение о направлении на МСЭ принимается врачебной комиссией медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

Проведение МСЭ осуществляется только с письменного согласия гражданина или его законного (уполномоченного) представителя (абз. 1 п 17 "Правил признания лица инвалидом", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 "О признании лица инвалидом" (далее - Правил)). Согласие на направление и проведение МСЭ заполняется по форме утвержденной Приказом Минздрава России от 02.02.2021 N 39н.

Согласие подается гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в медицинскую организацию после принятия врачебной комиссией медицинской организации решения о направлении его на МСЭ.

Согласие может быть подано в бумажном форме или в электронной форме через личный кабинет информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее – Единый портал).

После получения согласия медицинская организация сама формирует направление на МСЭ в бумажной форме или в форме электронного документа и в течение 3 рабочих дней со дня формирования данного направления передает в бюро медико-социальной экспертизы (п. 18 Правил).

Согласно п. 21 Правил в некоторых случаях направление на МСЭ не требуется, гражданину достаточно лишь подать в бюро по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) соответствующее заявление.

Заявление о проведении МСЭ заполняется по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 23.05.2022 N 313н. Заявление может быть подано в бюро в бумажной или в электронной форме через информационную систему Единый портал.

После поступления и регистрации направлений и заявлений о проведении МСЭ бюро принимает решение о форме, дате и времени проведения экспертизы. Согласно п. 28 Правил МСЭ может проводится в бюро (главном бюро, Федеральном бюро):

  • без личного присутствия гражданина;
  • с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения или дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий.

МСЭ без личного присутствия гражданина проходит без опроса, осмотра и обследования человека. Главный источник информации для специалистов — медицинские документы, которые они изучают во время экспертизы. Приносить их не нужно: все данные поступят в бюро из мед. организации.

МСЭ с личным присутствием гражданина проводится путем опроса, осмотра и обследования гражданина специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при необходимости с использованием специального диагностического оборудования, изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на МСЭ данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма (п. 31 Правил).

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина составляется протокол и акт в информационной системе медико-социальной экспертизы. Гражданин (его законный/уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом и протоколом проведения МСЭ.

После экспертизы гражданину, получившему инвалидность, выдают справку с указанием группы инвалидности.

Справку можно получить на руки или через почту (п. 46 Правил).

Процедура оформление инвалидности

Оформление инвалидности

Прежде чем получить справку об инвалидности, необходимо совершить ряд обязательных действий. Данная процедура поможет вам быстро и без лишней траты времени документально оформить инвалидность.

Рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Порядок действий

Законом РФ предусмотрены случаи, когда гражданину не нужно обращаться в медицинские организации за получением направления на медико-социальную экспертизу.

К таким случаям можно отнести:

- определение причины смерти смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, радиационных или техногенных катастроф, ранения и заболевания, полученные в период прохождения военной службы;

- выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;

- выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;

- внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида;

- включение в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах;

- иные случаи.

В выше перечисленных случаях гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может подать лично в бюро заявление.

Заявление о проведении медико-социальной экспертизы может быть оформлено в бумажной или электронной форме.

2.

Передать заявление о проведении медико-социальной экспертизы в бюро

Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) могут подать заявление в бюро по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания.

Заявление оформленное в электронной форме направляется через личный кабинет Единого портала государственных и муниципальных услуг и подписывается простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью гражданина (его законного или уполномоченного представителя).  

Результат:

Уведомление о регистрации заявления в бюро, о дате и времени проведения МСЭ.  

3.

Пройти медико-социальную экспертизу

По результатам рассмотрения зарегистрированного заявления с учетом мнения гражданина бюро принимает решение о форме проведения экспертизы.

МСЭ может проводится в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) без личного присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения или дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий.

Результат:

- Акт медико-социальной экспертизы гражданина;

- Протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина;

- Индивидуальная программа реабилитации или абилитации.  

4.

Получить справку, подтверждающую факт установления инвалидности

Справка, подтверждает факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности.

По согласованию с гражданином (его законным или уполномоченным представителем) справка может быть выдана на руки либо направлена заказным почтовым отправлением.

Конец процедуры

У вас остались вопросы по этой процедуре?

Посмотрите ответы на Часто задаваемые вопросы.

Задайте свой вопрос в обсуждении процедуры.

Либо обращайтесь в службу поддержки по телефону 8 800 333 14 84

Нормативная документация