Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Статус «инвалид» позволяет получать определенный ряд привилегий и льгот. Например, получать денежные пособия и пенсии, получать бесплатные лекарства, медицинские приспособления, путёвки в санатории и т.д.
Группы инвалидности
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, устанавливаются следующие группы инвалидности:
I группа - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%;
II группа - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%;
III группа - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%.
Гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид". Данная категория устанавливается при наличии у ребенка II или III степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40%), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
Срок действия групп инвалидности
Порядок оформления инвалидности
Для получения статуса инвалида нужно пройти медико-социальную экспертизу (далее - МСЭ).
Граждан направляют на МСЭ медицинские организации независимо от их организационно-правовых форм.
Решение о направлении на МСЭ принимается врачебной комиссией медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
Проведение МСЭ осуществляется только с письменного согласия гражданина или его законного (уполномоченного) представителя (абз. 1 п 17 "Правил признания лица инвалидом", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 "О признании лица инвалидом" (далее - Правил)). Согласие на направление и проведение МСЭ заполняется по форме утвержденной Приказом Минздрава России от 02.02.2021 N 39н.
Согласие подается гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в медицинскую организацию после принятия врачебной комиссией медицинской организации решения о направлении его на МСЭ.
Согласие может быть подано в бумажном форме или в электронной форме через личный кабинет информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее – Единый портал).
После получения согласия медицинская организация сама формирует направление на МСЭ в бумажной форме или в форме электронного документа и в течение 3 рабочих дней со дня формирования данного направления передает в бюро медико-социальной экспертизы (п. 18 Правил).
Согласно п. 21 Правил в некоторых случаях направление на МСЭ не требуется, гражданину достаточно лишь подать в бюро по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) соответствующее заявление.
Заявление о проведении МСЭ заполняется по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 23.05.2022 N 313н. Заявление может быть подано в бюро в бумажной или в электронной форме через информационную систему Единый портал.
После поступления и регистрации направлений и заявлений о проведении МСЭ бюро принимает решение о форме, дате и времени проведения экспертизы. Согласно п. 28 Правил МСЭ может проводится в бюро (главном бюро, Федеральном бюро):
МСЭ без личного присутствия гражданина проходит без опроса, осмотра и обследования человека. Главный источник информации для специалистов — медицинские документы, которые они изучают во время экспертизы. Приносить их не нужно: все данные поступят в бюро из мед. организации.
МСЭ с личным присутствием гражданина проводится путем опроса, осмотра и обследования гражданина специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при необходимости с использованием специального диагностического оборудования, изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на МСЭ данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма (п. 31 Правил).
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина составляется протокол и акт в информационной системе медико-социальной экспертизы. Гражданин (его законный/уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом и протоколом проведения МСЭ.
После экспертизы гражданину, получившему инвалидность, выдают справку с указанием группы инвалидности.
Справку можно получить на руки или через почту (п. 46 Правил).
Прежде чем получить справку об инвалидности, необходимо совершить ряд обязательных действий. Данная процедура поможет вам быстро и без лишней траты времени документально оформить инвалидность.
Рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Законом РФ предусмотрены случаи, когда гражданину не нужно обращаться в медицинские организации за получением направления на медико-социальную экспертизу.
К таким случаям можно отнести:
- определение причины смерти смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, радиационных или техногенных катастроф, ранения и заболевания, полученные в период прохождения военной службы;
- выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;
- выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;
- внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида;
- включение в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах;
- иные случаи.
В выше перечисленных случаях гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может подать лично в бюро заявление.
Заявление о проведении медико-социальной экспертизы может быть оформлено в бумажной или электронной форме.
Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) могут подать заявление в бюро по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания.
Заявление оформленное в электронной форме направляется через личный кабинет Единого портала государственных и муниципальных услуг и подписывается простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью гражданина (его законного или уполномоченного представителя).
По результатам рассмотрения зарегистрированного заявления с учетом мнения гражданина бюро принимает решение о форме проведения экспертизы.
МСЭ может проводится в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) без личного присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения или дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий.
Результат:
- Акт медико-социальной экспертизы гражданина;
- Протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина;
Справка, подтверждает факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности.
По согласованию с гражданином (его законным или уполномоченным представителем) справка может быть выдана на руки либо направлена заказным почтовым отправлением.
Конец процедуры | ||
У вас остались вопросы по этой процедуре?
Посмотрите ответы на Часто задаваемые вопросы.
Задайте свой вопрос в обсуждении процедуры.
Либо обращайтесь в службу поддержки по телефону 8 800 333 14 84