Договор коммерческой концессии (франчайзинга)

смотреть видео
Договор коммерческой концессии (франчайзинга) заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации. В разделе можно скачать образец договора коммерческой концессии с приложениями и рекомендациями юристов по составлению.
Дата актуализации: 2020-02-10
Полезная информация
Описания

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (ст. 1027 ГК РФ).

Предметом договора коммерческой концессии является предоставление права использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав на интеллектуальную собственность. Могут передаваться практически все исключительные права: на товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау), изобретение, полезная модель, промышленный образец.

Договор коммерческой концессии (франчайзинга) является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим.

Стороны

Сторонами договора коммерческой концессии являются: правообладатель — лицо, предоставляющее право пользования комплексом исключительных прав, и пользователь — лицо, которому эти права передаются. Ими могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Физическое лицо, являющееся правообладателем, может предоставить права на использование по лицензионному договору или полностью передать по договору отчуждения исключительного права.

Форма и регистрация

Соглашение должно быть заключено в письменной форме путем составления единого документа, подписанного сторонами. Невыполнение требования о письменной форме сделки влечет ее ничтожность.

Регистрация договора коммерческой концессии не требуется с 1 октября 2014 года. При этом необходимо зарегистрировать факт предоставления права использования комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю (п.2 ст.1028 ГК РФ). Регистрация происходит в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Содержание

Многие нормы, регулирующие договор коммерческой концессии, диспозитивны, то есть указываются по соглашению сторон. Стороны сами договариваются делать договор срочным или бессрочным, передавать исключительные права в минимальном или максимальном объеме, на определенной территории РФ или на всей территории РФ.

В договоре коммерческой концессии (франчайзинга) необходимо указать:

  • форму, способ и сроки выплаты вознаграждения;
  • объем пользования комплексом исключительных прав;
  • сфера предпринимательской деятельности пользователя;
  • срок договора;
  • территория использования прав.

Цена договора зависит от оценки стоимости передаваемых исключительных прав. Обычно вознаграждение, выплачиваемое пользователем, состоит из двух частей:

  • фиксированной суммы, т.е. платы за присоединение к фирменной сети, которая выплачивается сразу после заключения договора (так называемый «паушальный платеж»);
  • последующих периодических платежей, определяемых в твердых суммах, в процентах от выручки, в надбавке за оптовую цену товара (так называемые «роялти»).

С помощью нашего онлайн-сервиса вы можете составить юридически грамотный образец договора коммерческой концессии, а также приложения к нему: акт приема-передачи документов, дополнительное соглашение, протокол согласования разногласий.

Обязанности сторон

Обязанность правообладателя

Правообладатель обязан вне зависимости от указания в договоре (п.1 ст. 1031 ГК РФ):

  • Предоставить необходимую документацию и иную информацию.
  • Проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением прав, предоставленных по договору коммерческой концессии.

Обязанности Правообладателя, указываемые по выбору:

Обязанности, которые возникают, если иное не указанно в договоре (п.2 ст. 1031 ГК РФ):

  • Оказывать постоянное консультативное и техническое содействие;
  • Оказывать содействие в обучении и повышении квалификации работников;
  • Контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) на основании договора коммерческой концессии;

Дополнительные обязанности Правообладателя, указываемые по выбору в договоре:

  • Оказывать содействие в обучении и повышении квалификации работников в следующих формах:
    • Командирование специалистов Правообладателя для работы у Пользователя;
    • Реализация программ обмена персоналом;
    • Организация "горячей линии" для оперативных консультаций;
    • Проведение обучающих курсов, семинаров, тренингов;
    •  В иной форме;
  • Передать следующую документацию (дополнительно к обязательной):
    • Базу данных контрагентов (адреса и контактные реквизиты производителей и потребителей);
    • Статистику закупки и потребления товаров (выполнения работ, оказания услуг) контрагентами;
    • Копии договоров с поставщиками и покупателями Правообладателя, в подтверждение статистики и данных о доходности бизнеса;
    • Документы по исполнению обязательств перед поставщиками и покупателями;
    • Иную документацию.
  • Не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за Пользователем территории;
  • Воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на территории, закрепленной за Пользователем;

Обязанность пользователя

Пользователь обязан вне зависимости от указания в договоре (ст. 1032 ГК РФ):

  • использовать при осуществлении деятельности средство индивидуализации указанным в договоре образом;
  • обеспечивать соответствие качества продукции (услуг);
  • соблюдать инструкции и указания правообладателя, которые направлены на обеспечение соответствия использования комплекса исключительных прав. В том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений;
  • оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, которые они могут получить у правообладателя;
  • не разглашать секреты производства (ноу-хау) и другую конфиденциальную коммерческую информацию;
  • информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным способом о том, что он использует средство индивидуализации по договору коммерческой концессии.

Дополнительные обязанности Пользователя, указываемые по выбору в договоре:

  • Не конкурировать с Правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии;
  • Предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право пользования указанными правами на условиях договора субконцессии;
  • Реализовывать произведенные и (или) закупленные товары (выполнять работы, оказывать услуги) по установленным ценам;
  • Не осуществлять реализацию аналогичных товаров (выполнение аналогичных работ, оказание аналогичных услуг) с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других лиц;
  • Продавать товары (выполнять работы, оказывать услуги) исключительно в пределах определенной территории;
  • Отказаться от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) Правообладателя;
  • Согласовывать место расположения, оформление помещений, оборудование, материалы и т.п. для осуществления деятельности по договору:
    • Место расположения помещений;
    • Внешнее и/или внутреннее оформление коммерческих помещений;
    • Оборудование;
    • Одежду и правила поведения работников при обслуживании клиентов;
    • Материалы (сырье, полуфабрикаты, товар и т.п.);
    • Поставщиков оборудования, материалов (сырья, полуфабрикатов, товара и т.п.);
    • Иное;
  • Вести специальный учет продаж (производства товара, выполнения работ, оказания услуг) и предоставлять Правообладателю финансовые и иные отчеты об использовании предоставленных ему результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
  • Организовать сервисное обслуживание товаров Правообладателя, которые приобретены у других пользователей;
  • Не применять комплекс исключительных прав Правообладателя совместно со своими исключительными правами и исключительными правами иных лиц, а также предпринимать прямо или косвенно какие-либо действия, направленные на приобретение права на исключительные права Правообладателя;
  • Оплачивать отдельно от вознаграждения дополнительные расходы Правообладателя по:
    • Поставке расходных материалов;
    • Поставке запасных частей;
    • Монтажу специального оборудования;
    • Обучению и повышению квалификации работников Пользователя;
    • Проведению рекламных акций, рекламной компании;
    • Иной деятельности.

Форма проверки качества по договору концессии

Проверку качества товаров (работ, услуг) можно производить различными способами. Их можно конкретизировать в договоре:

  • Контрольные закупки (контрольная проверка качества оказания услуг, выполнения работ);
  • Проверка оформления коммерческих помещений;
  • Проверка оборудования;
  • Инспектирование представителями производства и офисов;
  • Проверка документации, имеющей отношение к выполнению условий договора коммерческой концессии;
  • В другой форме.
Договор коммерческой концессии (франчайзинга)